Анализ и диагностика ФХД предприятия РГОТУПС 2004 Федотова
8 вариант
Исходные данные
Показатели работы железной дороги
Приложение 1
Показатель
|
Вариант - 8
|
план
|
факт
|
Приведенные тонно-километры, млн. т-км
|
95 844
|
98 719
|
Тарифные тонно-километры, млн. т-км
|
85 300
|
86 900
|
Структура перевозки грузов по видам сообщений, %
|
|
|
местное
|
22,10
|
22,30
|
прямое
|
77,90
|
77,70
|
Средняя дальность перевозки грузов в прямом сообщении, км
|
376
|
372
|
Структура перевозки грузов в местном сообщении, % :
|
|
|
уголь
|
11,5
|
11
|
нефть
|
15,5
|
14,7
|
хлебные
|
7,5
|
8,1
|
лесные
|
20,6
|
21,9
|
прочие
|
44,9
|
44,3
|
Дальность перевозки грузов в местном сообщении, км:
|
|
|
угля
|
192
|
193
|
нефти
|
184
|
181
|
хлебных
|
162
|
163
|
лесных
|
154
|
151
|
прочих
|
179
|
176
|
Приложение 2
Показатель
|
Вариант - 8
|
план
|
факт
|
Приведенные тонно-километры, млн.
|
95 844
|
98 719
|
Эксплуатационные расходы, тыс. руб.
|
2 907 910
|
2 961 570
|
В т.ч. зависящие от объема перевозок, тыс. руб.
|
1 195 170
|
1 234 000
|
Стоимость основных производственных фондов, млрд. руб.
|
20,8
|
21,2
|
Контингент по эксплуатации
|
44 820
|
45 100
|
В т.ч. в зависящей от объема работы части, чел.
|
17 450
|
17 600
|
Среднемесячная ставка заработной платы, руб.
|
23186,1
|
23187
|
Сверхурочные часы работы по отчету, ч
|
101 800
|
102 300
|
Приложение 3
Показатель
|
Вариант - 8
|
план
|
факт
|
Доходная ставка на 10 тарифных т-км, коп.
|
38,75
|
38,20
|
Доходная ставка на 10 пасс.-км, коп.
|
100,00
|
100,00
|
Структура перевозок в тарифных ткм по родам грузов, %
|
|
|
уголь
|
22
|
20
|
нефтепродукты
|
18
|
17
|
лесные грузы
|
20
|
22
|
руда
|
17
|
19
|
прочие
|
23
|
22
|
Доходная ставка на 10 т-км по родам грузов, коп.
|
|
|
уголь
|
23,60
|
23,55
|
нефтегрузы
|
28,45
|
28,50
|
лесные грузы
|
23,55
|
23,60
|
руда
|
35,80
|
35,90
|
прочие
|
76,70
|
75,60
|
Структура перевозок в пассажиро-километрах по видам сообщений, %
|
|
|
прямое
|
78
|
82
|
местное
|
6
|
5
|
пригородное
|
16
|
13
|
Доходная ставка на 10 пас-км по видам сообщений, коп.
|
|
|
прямое
|
104
|
105
|
местное
|
184
|
172
|
пригородное
|
49
|
40,8
|
При выполнении курсового проекта необходимо:
1. Изучить по рекомендуемой литературе и данным методическим указаниям методы экономического анализа. По прил. 1 выбрать результативный показатель, подлежащий исследованию, ознакомиться с перечнем субфакторов и факторов, влияющих на него. Вариант соответствует последней цифре шифра студента.
2. Выписать из прил. 2 исходные данные в аналитическую табл. 1. При этом в качестве плановых принять данные по предшествующему варианту. Например, если ваш вариант 3-й, то 2-й будет предшествующим.
3. Выбрать метод оценки влияния отдельных факторов (субфакторов) на уровень результативного показателя.
4. Построить графическую схему взаимосвязи результативного показателя, субфакторов и факторов. Все внутренние связи между показателями, представленные на схеме линиями связи, выразить в виде аналитических формул.
5. Произвести расчет влияния факторов на уровень результативного показателя.
6. Выполнить все аналитические проверки, имея в виду, что:
сумма частных отклонений результативного показателя по факторам должна быть равна общему его изменению за изучаемый период;
отклонение результативного показателя под влиянием каждого фактора, полученные разными способами элиминирования, должны составлять баланс отклонений результативного показателя.
7. Сделать обобщающие выводы по результатам анализа.
Примерные формы таблиц для исходной информации и аналитических расчетов приведены ниже (табл. 1, 2, 3).
Таблица 1
Исходная информация для анализа причин отклонения отчетного показателя от плана (базы)
Показатель
|
Единица измерения
|
План (база)
|
Отчет
|
Отклонение от плана (базы) в абсолютных единицах, +, -
|
% выполнения плана (темп роста)
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Пофакторный анализ отклонений результативного показателя, например åPlэ, от базового (планового). Метод разниц.
Субфакторы
и факторы
|
Единица измерения
|
Расчетная формула
|
Расчет по формуле
|
Абсолютное отклонение результативного
показателя +, -
млн. т-км
|
Вагоно-километры груженых вагонов
|
млн.
ваг.-км
|
|
|
|
Динамическая нагрузка на груженый вагон
|
т
|
|
|
|
Баланс отклонений
|
|
|
|
|
При анализе многофакторных результативных показателей, влияние отдельных факторов рассчитывается методом цепных подстановок. Для расчета влияния на результативный показатель любого фактора исчисляют разность между первой и второй подстановками. В первой подстановке все факторы принимаются в базисном (плановом) значении, во второй - изучаемый фактор принимается в отчетном значении, остальные остаются плановыми (базисными) и т.д. по цепочке.
Таблица 3
Пофакторный анализ отклонений результативного показателя от базового. Метод относительных величин.
Субфакторы и факторы
|
Расчетная формула
|
Расчет по формуле
|
Отклонение результативного показателя
|
Отклонение абсолютного показателя
±, млн. т-км
|
Вагоно-километры груженые,
|
|
|
|
|
Динамическая нагрузка груженого вагона,
|
|
|
|
|
Баланс отклонений
|
|
|
|
|
Разность между последующей и предшествующей подстановками и будет определять влияние изучаемого фактора на результативный показатель.
Анализ способом цепных подстановок производится в специальных таблицах. Пример построения такой таблицы при оценке влияния факторов на результативный показатель – производительность вагона Нв – показан в табл. 4.
Таблица 4
Анализ способом цепных подстановок
№ подстановок
|
Ф а к т о р ы
|
Разность подстановок,
эксплуатационные т-км
|
Sв
|
1+aгр
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
пл.
|
пл.
|
пл.
|
|
2
|
факт
|
пл.
|
пл.
|
2 подст. – 1 подст.
|
3
|
факт
|
факт
|
пл.
|
3 подст. – 2 подст.
|
4
|
факт
|
факт
|
факт
|
4 подст. – 3 подст.
|
|
Баланс отклонений
|
4 подст. – 1 подст. =
= å разности подстановок
|
Таблица 5
Исходные данные для анализа отклонений доходной ставки за 10 пас. км
Вид сообщения
|
Уд. вес сообщений (структурные коэффициенты) gi, %
|
Средняя доходная ставка, коп. (качественный показатель)
|
План
|
Отчет
|
План
|
Отчет
|
Прямое
|
|
|
|
|
Местное
|
|
|
|
|
пригородное
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
Таблица 6
Пофакторный анализ отклонений качественного показателя – доходной ставки – за 10 пас.-км.
Вид сообщения
|
По плану (базе)
|
По отчету
|
Подстановка
|
Отклонение
|
|
di, коп.
|
gidi
|
|
di, коп.
|
gidi
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Прямое
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Местное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пригородное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 7
Анализ производительности труда
Показатели
|
План
|
План, скорректированный на факт. объем перевозок
|
Отчет
|
То же, с учетом неучтенных факторов
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Индекс приведенных ткм
|
|
|
|
|
Численность эксплуатационного штата, чэ
|
|
|
|
|
В т.ч. в части, зависящей от объема перевозок, чэз
|
|
|
|
|
Производительность труда, Птр
[(тыс. привед. ткм)/чел.]
|
|
|
|
|
Таблица 8
Анализ выполнения плана доходов от перевозок, тыс.руб.
Показатель
|
Измерители для корректировки дохода
|
Процент выполнения плана по объему перевозок
|
Доходы по плану
|
Плановые доходы, пересчитанные на выполненный объем работы
(гр.2*гр.1)/100
|
Фактические доходы
|
Отклонение фактических доходов по перевозкам от плановых (гр.4 – гр.2)
|
В том числе от влияния
|
объема перевозок (гр.3 – гр.2)
|
доходной ставки и структуры перевозок (гр.4 – гр.3)
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1. Всего доходов от перевозок
|
млн. приведен.
т-км
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Доходы от перевозок грузов
|
млн. тарифных
т-км
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Доходы от перевозок пассажиров
|
млн.
пасс.-км.
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Итого по грузовым и пассажирским перевозкам (сумма строк 2 и 3)
|
х
|
х
|
|
|
|
|
|
|
5. Влияние структурных изменений по видам перевозок (стр.1-стр.4)
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 9
Расчет структурной подстановки средней доходной ставки по грузовым перевозкам
Род груза
|
ед.
|
коп.
|
(подстановка)
|
Уголь
|
|
|
|
Нефтепродукты
|
|
|
|
Руда
|
|
|
|
Прочие
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
Таблица 10
Результаты анализа доходов (пример)
Ф А К Т О Р
|
Изменение доходов под влиянием данного фактора, тыс. руб.
|
Доля влияния каждого фактора в общем изменении дохода за отчетный период, %
|
1
|
2
|
3
|
1. Грузооборот, тарифные т-км
|
|
|
2. Доходные ставки по родам грузов
|
|
|
3. Структура перевозок по родам грузов
|
|
|
4. Итого по грузовым перевозкам (сумма строк 1, 2, 3)
|
|
|
5. Пассажирооборот, пас.-км
|
|
|
6. Доходные ставки по видам сообщений
|
|
|
7, Структура перевозок по сообщениям
|
|
|
8. Итого по пассажирским перевозкам (сумма строк 5,6,7)
|
|
|
9. Структура перевозок по видам движения
|
|
|
10. Всего по факторам (сумма строк 4, 8, 9)
|
|
|
Таблица 11
Анализ прибыли от перевозок (тыс. руб.)
Показатель
|
План
|
План, скоррек
тированный на объем работы
|
Отчет
|
Отклонение от плана (гр.3 – гр.1)
|
В том числе за счет
|
объема перевозок
(гр.2 – гр.1)
|
качественных показателей
(гр.3 – гр.2)
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Доходы
|
|
|
|
|
|
|
Расчетные формулы
|
(пример)
|
|
|
|
|
|
Доходы
|
59280,0
|
|
|
|
|
|
Эксплуатационные расходы
|
|
|
|
|
|
|
Расчетные формулы
|
|
|
|
|
|
|
Эксплуатационные расходы
|
27724,8
|
|
|
|
|
|
Расчетные формулы для прибыли
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль по перевозкам
|
(пример)
31555,2
|
|
|
|
|
|
Таблица 12
Показатель
|
Единица измерения
|
План
|
Отчет
|
Отклонение
от плана
|
в абс. значении
|
% роста
|
Стоимость основных производственных фондов
|
млрд. руб.
|
|
|
|
|
Приведенные тонно-километры
|
млн.
|
|
|
|
|
Доходы от перевозок
|
млн.руб.
|
|
|
|
|
Прибыль балансовая
|
млн. руб
|
|
|
|
|
Фондоотдача - натуральный показатель
|
прив. т-км
1 руб. ОПФ
|
|
|
|
|
То же - стоимостной показатель
|
коп.
1 руб. ОПФ
|
|
|
|
|
Рентабельность перевозок
|
%
|
|
|
|
|
Артикул: 495056001
UNO: 495056001 |