Тема: Бухгалтерский финансовый учет в производственной организации
ВВЕДЕНИЕ
ЗАО ”Стимул” занимается пошивом рабочей одежды. Организацией выпускается два вида рабочей одежды: куртки и комбинезоны. Организационная структура ЗАО ”Стимул” включает в себя органы управления, основной пошивочный цех и вспомогательный транспортный цех.
Органы управления состоят из административно-управленческого аппарата, технических и экономических подразделений, определяющих техническую и экономическую политику организации. В пошивочном цехе осуществляется производство основной продукции организации (курток и комбинезонов). Транспортный цех осуществляет транспортное обслуживание организации.
ЗАО ”Стимул” является малым предприятием.
При выполнении курсового проекта необходимо провести бухгалтерский финансовый учет в ЗАО “Стимул“ за январь месяц 20ХХ года, используя следующие исходные данные:
- остатки по счетам бухгалтерского финансового учета на 01.01.20ХХ г. (табл. 2);
- аналитические данные к счетам бухгалтерского финансового учета на 01.01.20ХХ г. (табл. 3,4,5);
- перечень хозяйственных операций организации за январь месяц 20ХХ г., представленный в журнале регистрации операций (табл. 6).
Суммы хозяйственных операций различаются по вариантам. Варианты заданий выдаются преподавателем или методистом кафедры.
Последовательность выполнения курсового проекта
Курсовой проект выполняется в следующей последовательности:
- составить баланс организации по состоянию на 01.01.20ХХ г., записав данные в графу баланса ”на начало отчетного периода” (табл.27) по данным, приведенным в табл. 2;
- открыть счета бухгалтерского учета в виде учебных схем (табл.7) и записать на счетах суммы начальных остатков по состоянию на 01.01.20ХХ г. по данным, приведенным в табл. 2;
- указать корреспонденцию счетов по хозяйственным операциям, представленным в журнале регистрации хозяйственных операций (табл. 6).
По каждой хозяйственной операции указать наименование документов, на основании которых производятся эти операции;
- записать на синтетических и аналитических счетах суммы по соответствующим хозяйственным операциям;
- все необходимые расчеты проводить по ходу решения задачи в соответствии с указаниями, данными в журнале регистрации хозяйственных операций;
- подсчитать обороты по дебету и кредиту счетов и определить конечные остатки;
- составить оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам (табл.26);
- заполнить на конец отчётного период баланс (записав данные в графу баланса "на конец отчетного периода") (табл.27), отчёт о прибылях и убытках (табл.28) .
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
1.1. Учетная политика организации
Учетная политика организации делится на:
- учетную политику для целей финансового учета;
- учетную политику для целей налогового учета.
Учетная политика для целей финансового учета выбирается из вариантов учета, установленных законодательными и нормативными актами; в случае отсутствия в данных актах необходимых вариантов учета, организация самостоятельно устанавливает свой вариант учета, основанный на общих принципах учета.
Возможные варианты учетной политики приведены в табл. 1.
Таблица 1
Учетная политика организации
№
|
Элементы учетной политики предприятия
|
Вариант выбора
|
|
Организационно-технические вопросы
|
|
1
|
Организация учетной работы
|
Бухгалтерия как самостоятельное структурное подразделение
Бухгалтер, состоящий в штате организации
Специальная профессиональная организация на договорных началах.
Бухгалтер — специалист на договорных началах
Руководитель (лично)
|
|
2
|
Организационная структура бухгалтерии в зависимости от организационной структуры организации
|
Централизованная
Децентрализованная
Смешанная
|
|
3
|
Рабочий план счетов
|
План счетов в соответствии с приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н
Собственный план счетов, разработанный на основе плана счетов по приказу Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н
|
|
4
|
Формы первичных документов
|
Унифицированные формы документов
Унифицированные формы документов и фор- мы документов, для которых нет унифицированных форм, разработанные самой организацией в соответствии с общими принципами формирования документов
|
|
5
|
Организация документооборота
|
Графики движения документов в организации и сдачи их в бухгалтерию. Перечни лиц, имеющих право подписи первичных документов
|
|
6
|
Порядок проведения инвентаризации
|
Положение о проведении инвентаризаций (количество, сроки, перечни проверяемого имущества и т.п.)
|
|
7
|
Форма бухгалтерского учета и технология обработки учетной информации
|
Журнал—главная (книга учета хозяйствен-ных операций)
Мемориально-ордерная (упрощенная форма с ведением ведомостей)
Журнально-ордерная
Автоматизированная
|
|
8
|
Внутренняя отчетность организации
|
Положение о внутренней отчетности организации (состав и формы внутренней отчетности, периодичность, сроки составления, лица, ответственные за составление, пользователи)
|
|
9
|
Другие решения, необходимые для организации и ведения учета
|
Положения по организации и ведению учета на разных участках работы бухгалтерии
|
|
Методы ведения учета
|
|
1
|
Способ начисления амортизации основных средств
|
Линейный
Способ уменьшаемого остатка
Способ списания стоимости пропорционально сумме чисел лет
Способ списания стоимости пропорциональ-но объемам продукции
|
|
2
|
Способ начисления амортизации нематериальных активов
|
Линейный
Пропорционально объемам продукции
Способ уменьшаемого остатка
По нормам в расчете на 20 лет
Не начисляется (указание конкретных наименований нематериальных активов)
|
|
3
|
Оценка материалов в текущем учете
|
По фактической себестоимости их приобретения (заготовления)
По учетным ценам
|
|
4
|
Отражение на счетах процесса заготовления материалов
|
На счете 10
На счетах 10, 15, 16
На счетах 10, 16
|
|
5
|
Способ оценки материалов, списываемых в расход
|
По себестоимости единицы
По средней себестоимости
По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)
|
|
6
|
Оценка товаров при их приобретении (для торговых организаций)
|
С учетом расходов по заготовке и доставке товаров
Без учета расходов по заготовке и доставке товаров
|
|
7
|
Оценка товаров в текущем учете
|
По покупным ценам
По продажным ценам
|
|
8
|
Метод учета затрат на производство
|
Простой
Попередельный
Позаказный
Нормативный
|
|
9
|
Создание резервов за счет издержек производства и обращения
|
На оплату отпусков
На выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет
На ремонт основных средств
Другие резервы
Не производится
|
|
10
|
Отнесение затрат на ремонт основных средств
|
На счета 20, 23, 25, 26, 44
На счет 97
На счет 96
|
|
11
|
Списание расходов будущих периодов
|
В течение срока, к которому они относятся
Пропорционально объемам продукции
|
|
12
|
Текущий учет расходов по обслуживанию производства и управлению им
|
На счете 20
На счете 23
На счете 26
На счетах 25, 26
|
|
13
|
Порядок списания общехозяйственных расходов
|
На счет 20
На счет 90
|
|
14
|
Способ распределения расходов по обслуживанию производства и управлению им
|
Пропорционально основной заработной плате производственных рабочих
Пропорционально сумме прямых затрат
Пропорционально выручке, полученной по видам деятельности
Прочие
|
|
15
|
Оценка незавершенного производства
|
По нормативной (плановой) производственной себестоимости
По прямым статьям расходов
По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов
По фактическим производственным затратам
|
|
16
|
Текущий учет готовой продукции
|
По фактической производственной себестоимости
По нормативной (плановой) себестоимости
|
|
17
|
Учет выпуска готовой продукции
|
С применением счета 40
Без применения счета 40
|
|
18
|
Оценка себестоимости проданной продукции, товаров
|
По нормативной (плановой) себестоимости и отклонениям фактической себестоимости от нормативной (плановой)
По фактической себестоимости единицы
По средней фактической себестоимости
По фактической себестоимости первых партий (ФИФО)
|
|
19
|
Признание доходов (расходов) по видам деятельности предметами деятельности
|
Признание по критериям:
существенности
систематического характера
|
|
20
|
Признание доходов (расходов) от выполне-ния работ, оказания ус-луг, продажи продук-ции с длительным цик-лом изготовления
|
По мере готовности работы, услуги, продукции
По завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом
|
|
21
|
Учет выполненных работ, оказанных услуг, продукции с длительным циклом изготовления
|
С применением счета 46
Без применения счета 46
|
|
22
|
Создание фондов за счет чистой прибыли
|
Резервный капитал
Не производится
|
|
23
|
Создание резервов за счет прибыли
|
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей
Резерв под обесценение вложений в ценные бумаги
Резерв сомнительных долгов
Не производится
|
|
24
|
Порядок учета налога на прибыль
|
С применением ПБУ 18/02
Без применения ПБУ 18/02
|
|
Для ЗАО ”Стимул“ для разных вариантов задания по курсовому проекту установлена следующая учетная политика.
1. Извлечения из приказа по учетной политике ЗАО «Стимул» для целей финансового учета:
- амортизация основных средств начисляется линейным способом по нормам амортизационных отчислений, рассчитанных исходя из сроков их полезного использования, установленных в организации;
- амортизация нематериальных актов начисляется линейным способом по нормам, исходя из срока их полезного использования;
- основные материалы (ткани) учитываются:
- по варианту 1 - в текущем учете по учетным ценам. В этом случае учет материалов ведется с использованием счетов 15 ”Заготовление и приобретение материальных ценностей “ и 16 “Отклонение в стоимости материальных ценностей “. В затраты на производство материалы списываются по учетной оценке с доведением в конце месяца учетной оценки до фактической себестоимости материалов путем корректировки учетной оценки на отклонения в стоимости материалов;
- по варианту 2 - в текущем учете по сумме фактических затрат на приобретение. В этом случае учет материалов ведется с использованием счета 10 ”Материалы“. В затраты на производство материалы списываются по методу ФИФО;
- по варианту 3 - в текущем учете по фактическим затратам на приобретение. В этом случае учет материалов ведется с использованием счета 10 ”Материалы“. В затраты на производство материалы списываются по средней стоимости единицы;
- прочие материалы и топливо учитываются в текущем учёте по покупным ценам; транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитываются отдельно. В этом случае учет материалов по покупным ценам ведется на счете 10, транспортно-заготовительные расходы учитываются отдельно на субсчете к счету 10 – 10ТЗР. В затраты на производство прочие материалы и топливо списываются для всех вариантов – по средним покупным ценам. Транспортно-заготовительные расходы включаются в затраты на производство по среднему проценту данных расходов, относящихся к отпущенным прочим материалам и топливу в производство;
- резервы предстоящих расходов (резерв на оплату отпусков, резерв на ремонт основных средств и др.) – не создаются;
- страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев в фонд социального страхования установлены в размере 1% от начисленной заработной платы;
- учет затрат на основное производство производится по позаказному методу. Аналитический учёт затрат на производство ведется на субсчётах к счёту 20 «Основное производство» по видам продукции с выделением статей затрат:
- счет 20-1 «Куртки» (табл.10);
- счет 20-2 «Комбинезоны» (табл.11);
- учет затрат транспортного цеха ведется на счёте 23 «Вспомогательные производства».
- незавершенное производство по всем вариантам учитывается по нормативным затратам на материалы;
- общепроизводственные расходы распределяются между видами продукции следующим образом:
- по варианту 1 – пропорционально основной заработной плате производственных рабочих;
- по варианту 2 – пропорционально сумме прямых затрат;
- по варианту 3 – пропорционально фактической себестоимости израсходованных материалов;
- общехозяйственные расходы распределяются:
- по варианту 1 и 2 – пропорционально цеховой себестоимости изделий;
- по варианту 3 – общехозяйственные расходы между изделиями не распределяются;
- готовая продукция учитывается:
- для вариантов 1 и 2 - по фактической производственной себестоимости;
- для варианта 3 – готовая продукция учитывается по цеховой себестоимости. Общехозяйственные расходы в полной сумме ежемесячно списываются на счет продаж (в дебет счете 90);
- выручка от продажи продукции определяется по мере отгрузки продукции и предъявления расчетных документов покупателям.
2. Извлечения из приказа по учетной политике ЗАО “Стимул” для целей налогового учета:
- моментом определения налоговой базы по всем вариантам для расчета НДС является отгрузка;
- моментом определения налоговой базы по всем вариантам для расчета налога на прибыль является начисление (отгрузка).
В курсовом проекте применять ставку НДС, установленную законом.
Учетную политику по конкретному заданию оформить в виде таблицы, по форме, приведенной в табл.1.
|